Социальный педагог
Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков.
Деструктивное поведение-это:
Разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека. Действия (словесные или
практические), направленные на разрушение чего бы то ни было:
настроения, успеха, здоровья, физических предметов, своего тела и т.д.
отличают следующие черты:
* агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
* враждебность при общении;
* склонность разрушать материальные предметы и вещи;
* желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
* неспособность испытывать эмоции и чувства ;
* угроза жизни как чужой, так и собственной.
Как нужно действовать в сложившейся ситуации
v Вы сможете своевременно распознать проблему если обратите внимание на факты, подтверждающие негативные контакты или стремления ребенка к контактам с лицами деструктивной направленности (интересуется темами, целенаправленно собирает информацию о случаях деструктивных проявлений у других, замечен в "неблагополучной" компании).
v Проявляя интерес, к активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Обучая его правильному поведению в различных мессенджерах.
v Уровень доверия между вами и удовлетворенность базовых потребностей ребенка должны быть высокими.
Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.
v Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.
v Интересуйтесь делами вашего ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями его увлечения и т.д.). Так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.
v Обращайте внимание на уровень самооценки. Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают ребенка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями
v Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Показывайте ребенку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребенка авторитетом. Так вы сформируете у ребенка пример правильного поведения.
v Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения.
v Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно.
v Формируйте у ребенка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию.
v Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги).
v Незамедлительно реагируйте на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к вашему ребенку, так и с его стороны. Замечайте обращения -"сигналы" со стороны ребенка. Частые жалобы являются признаком неразрешенной тяжелой ситуации
v Привлекайте ребенка - подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.
v Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков ("Зачем ты так сделал?", "А что будет, когда ты это получишь?").
v Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким.
v Создайте ребенку личное пространство, возможность для его полноценного отдыха, труда. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.
v Будьте в курсе популярных молодежных течений, субкультур, современных татуировок, аббревиатур, используемых в молодежной среде. Так вы сможете своевременно выявить принадлежность вашего ребенка деструктивным объединениям или деструктивные увлечения, пресечь их негативное влияние на ребенка.
v Делитесь с ребенком собственным детским, юношеским опытом преодоления жизненных, учебных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддерживайте в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний. Так вы поддержите в ребенке веру в его "нормальность", в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления.
Рекомендации при общении с детьми:
* любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом
* принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками
* опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности
* создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым
* не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
* помните, что воспитывают не слова, а личный пример
* не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален
* не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите
* помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы