Социальный педагог


Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков.

Деструктивное поведение-это:

Разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека. Действия (словесные или 

практические), направленные на разрушение чего бы то ни было:

 настроения, успеха, здоровья, физических предметов, своего тела и т.д. 

отличают следующие черты:

*         агрессия и жестокость по отношению к окружающим;

*         враждебность при общении;

*         склонность разрушать материальные предметы и вещи;

*         желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;

*         неспособность испытывать эмоции и чувства ;

*         угроза жизни как чужой, так и собственной.

Как нужно действовать в сложившейся ситуации

v Вы сможете своевременно распознать проблему если обратите внимание на факты, подтверждающие негативные контакты или стремления ребенка к контактам с лицами деструктивной направленности (интересуется темами, целенаправленно собирает информацию о случаях деструктивных проявлений у других, замечен в "неблагополучной" компании).

v Проявляя интерес, к активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Обучая его правильному поведению в различных мессенджерах.

v Уровень доверия между вами и удовлетворенность базовых потребностей ребенка должны быть высокими.

Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.

v Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.

v Интересуйтесь делами вашего ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями его увлечения и т.д.). Так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.

v Обращайте внимание на уровень самооценки. Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают ребенка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями

v Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Показывайте ребенку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребенка авторитетом. Так вы сформируете у ребенка пример правильного поведения.

v Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения.

v Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно.

v Формируйте у ребенка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию.

v Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги).

v Незамедлительно реагируйте на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к вашему ребенку, так и с его стороны. Замечайте обращения -"сигналы" со стороны ребенка. Частые жалобы являются признаком неразрешенной тяжелой ситуации

v Привлекайте ребенка - подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.

v Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков ("Зачем ты так сделал?", "А что будет, когда ты это получишь?").

v Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким.

v Создайте ребенку личное пространство, возможность для его полноценного отдыха, труда. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.

v Будьте в курсе популярных молодежных течений, субкультур, современных татуировок, аббревиатур, используемых в молодежной среде. Так вы сможете своевременно выявить принадлежность вашего ребенка деструктивным объединениям или деструктивные увлечения, пресечь их негативное влияние на ребенка.

v Делитесь с ребенком собственным детским, юношеским опытом преодоления жизненных, учебных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддерживайте в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний. Так вы поддержите в ребенке веру в его "нормальность", в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления.

Рекомендации при общении с детьми:

*         любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом

*         принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками

*         опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности

*         создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым

*         не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания

*         помните, что воспитывают не слова, а личный пример

*         не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален

*         не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите

*         помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы