Психологическое сопровождение детей в ситуации потери близкого человека

 К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями. В ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких.
           Педагоги-психологи, родители и учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его.

Что такое горе?

      Горе — процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.

      Горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека.  Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть).

        Особенности переживания детьми горя.

Отсроченность.

Скрытость.

Неожиданность.

Неравномерность.

                                Отличие детских реакций от взрослых

                1. В возрасте от 3 до 6 дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию, из которого можно проснуться или вернуться. Постоянство смерти еще не осознается.

          2. Младшие школьники (7-9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна, но им трудно вообразить себе, что они или их близкие люди могут умереть.

           3. В поведении 10-12-летних детей проявляется фрагментарность. Это поведение можно рассматривать как психологическую защиту ребенка от состояния тревоги и страдания. Дети впервые осознают неотвратимую природу смерти.

            4. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты, как взрослые, поисками смысла смерти.

 Возможные детские реакции  на утрату

           1. Вопросы, интерес по теме.

                 2. Изменения в поведении.

                 3. Невротические и психосоматические симптомы.

                 4. Тревога, страх.

                 5. Печаль, слезы.

                  6. Чувство вины:

                а) смерть близкого, как наказание;

                 б) оно может возникать у детей из-за того, что они ничего не чувствуют или не знают, что они чувствуют, в то время как все вокруг них печальны и расстроены.

                 7. В подростковом возрасте возможно возникновение чувства вины на специфической для этого возраста почве.

Практическая помощь детям.

Самый лучший способ помочь ребенку справиться с горем – это доверять естественному ходу самого горя, чувствовать состояние и потребности ребенка, находящегося в этом процессе.

·        Условия благоприятного проживания горя.

·         Хорошие отношения с родителем до его смерти. 

·        Получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка. 

·        Участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей. 

·        Хорошие отношения с оставшимся в живых родителем, уверенность в нерушимости этих отношений. 

Когда ребенку нужна специальная помощь?

·         резкое снижение познавательной и игровой активности (у дошкольников). У школьников снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу;

·         упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;

·         частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные способы выражения гнева;

·         стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;

·         постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;

·         гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное более младшему возрасту, в течение длительного периода;

·         множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание);

·         употребление алкоголя или наркотиков;

·         воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение;

 ·        избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;

·        чрезмерная имитация умершего, появление устойчивых симптомов его заболевания;

·        повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;

·        затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами.

Процесс преодоления горя, как набор заданий для травмированного ребёнка

1. Осознать горе и начать искать смысл за пределами того, что случилось.
2. Идентифицировать, подтвердить и конструктивно выразить сильные реакции на потерю близкого человека.
3. Отмечать все традиции, связанные с жизнью умершего человека.

 

Как помочь горюющему ребенку

Памятка для детей и подростков при кризисных состояниях

Как пережить потерю, если родственник погиб во время специальной военной операции