Психологическое сопровождение детей в ситуации потери близкого человека
К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями. В ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких.
Педагоги-психологи, родители и учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его.
Что такое горе?
Горе — процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.
Горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть).
Особенности переживания детьми горя.
Отсроченность.
Скрытость.
Неожиданность.
Неравномерность.
Отличие детских реакций от взрослых
1. В возрасте от 3 до 6 дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию, из которого можно проснуться или вернуться. Постоянство смерти еще не осознается.
2. Младшие школьники (7-9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна, но им трудно вообразить себе, что они или их близкие люди могут умереть.
3. В поведении 10-12-летних детей проявляется фрагментарность. Это поведение можно рассматривать как психологическую защиту ребенка от состояния тревоги и страдания. Дети впервые осознают неотвратимую природу смерти.
4. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты, как взрослые, поисками смысла смерти.
Возможные детские реакции на утрату
1. Вопросы, интерес по теме.
2. Изменения в поведении.
3. Невротические и психосоматические симптомы.
4. Тревога, страх.
5. Печаль, слезы.
6. Чувство вины:
а) смерть близкого, как наказание;
б) оно может возникать у детей из-за того, что они ничего не чувствуют или не знают, что они чувствуют, в то время как все вокруг них печальны и расстроены.
7. В подростковом возрасте возможно возникновение чувства вины на специфической для этого возраста почве.
Практическая помощь детям.
Самый лучший способ помочь ребенку справиться с горем – это доверять естественному ходу самого горя, чувствовать состояние и потребности ребенка, находящегося в этом процессе.
· Условия благоприятного проживания горя.
· Хорошие отношения с родителем до его смерти.
· Получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка.
· Участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей.
· Хорошие отношения с оставшимся в живых родителем, уверенность в нерушимости этих отношений.
Когда ребенку нужна специальная помощь?
· резкое снижение познавательной и игровой активности (у дошкольников). У школьников снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу;
· упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;
· частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные способы выражения гнева;
· стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;
· постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;
· гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное более младшему возрасту, в течение длительного периода;
· множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание);
· употребление алкоголя или наркотиков;
· воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение;
· избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;
· чрезмерная имитация умершего, появление устойчивых симптомов его заболевания;
· повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;
· затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами.
Процесс преодоления горя, как набор заданий для травмированного ребёнка
1. Осознать горе и начать искать смысл за пределами того, что случилось.
2. Идентифицировать, подтвердить и конструктивно выразить сильные реакции на потерю близкого человека.
3. Отмечать все традиции, связанные с жизнью умершего человека.
Памятка для детей и подростков при кризисных состояниях
Как пережить потерю, если родственник погиб во время специальной военной операции