Психологическое сопровождение детей в ситуации потери близкого человека

К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями. В ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких.
Педагоги-психологи, родители и учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его.

Что такое горе?

Горе — процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.

Горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека.  Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть).

Особенности переживания детьми горя.

-Отсроченность.

-Скрытость.

-Неожиданность.

-Неравномерность.

Отличие детских реакций от взрослых

1. В возрасте от 3 до 6 дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию, из которого можно проснуться или вернуться. Постоянство смерти еще не осознается.

2. Младшие школьники (7-9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна, но им трудно вообразить себе, что они или их близкие люди могут умереть.

3. В поведении 10-12-летних детей проявляется фрагментарность. Это поведение можно рассматривать как психологическую защиту ребенка от состояния тревоги и страдания. Дети впервые осознают неотвратимую природу смерти.

4. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты, как взрослые, поисками смысла смерти.

Возможные детские реакции  на утрату

1. Вопросы, интерес по теме.

2. Изменения в поведении.

3. Невротические и психосоматические симптомы.

4. Тревога, страх.         

5. Печаль, слезы.

6. Чувство вины: а) смерть близкого, как наказание;  б) оно может возникать у детей из-за того, что они ничего не чувствуют или не знают, что они чувствуют, в то время как все вокруг них печальны и расстроены.

7. В подростковом возрасте возможно возникновение чувства вины на специфической для этого возраста почве.

Практическая помощь детям.

Самый лучший способ помочь ребенку справиться с горем – это доверять естественному ходу самого горя, чувствовать состояние и потребности ребенка, находящегося в этом процессе.

Условия благоприятного проживания горя.

· Хорошие отношения с родителем до его смерти. 

· Получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка. 

· Участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей. 

· Хорошие отношения с оставшимся в живых родителем, уверенность в нерушимости этих отношений. 

Когда ребенку нужна специальная помощь?

· резкое снижение познавательной и игровой активности (у дошкольников). У школьников снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу;

· упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;

· частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные способы выражения гнева;

· стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;

· постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;

· гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное более младшему возрасту, в течение длительного периода;

· множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание);

· употребление алкоголя или наркотиков;

· воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение;

 · избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;

· чрезмерная имитация умершего, появление устойчивых симптомов его заболевания;

· повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;

· затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами.

Процесс преодоления горя, как набор заданий для травмированного ребёнка

1. Осознать горе и начать искать смысл за пределами того, что случилось.
2. Идентифицировать, подтвердить и конструктивно выразить сильные реакции на потерю близкого человека.
3. Отмечать все традиции, связанные с жизнью умершего человека.
 

Как помочь горюющему ребенку

Памятка для детей и подростков при кризисных состояниях

Как пережить потерю, если родственник погиб во время специальной военной операции